Питание

Уважаемые родители!

Руководство государственного учреждения образования «Верейковская средняя школа»  доводит до вашего ведома, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №694 от 14 октября 2019г. утверждено «Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования». 

 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПИТАНИЯ УЧАЩИМСЯ

Предоставление питания за счет бюджетных средств осуществляется на основании 

Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2022 года №917 "Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 года №694".     Постановления Совета Министров Республики Беларусь  от 14 октября 2019 г. №694 "Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования".  

Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования:

Бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и местных бюджетов предоставляется  учащимся:

1-4 классов учреждений общего среднего образования, кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования. Питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования;

5-11 классов учреждений общего среднего образования, проживающим в сельских населенных пунктах;

учащимся из семей, в которых один из родителей является инвалидом   I или II группы;

из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;

учащимся из семей работников обслуживающих действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий;

учащимся с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

специализированных по спорту классов;

учащимся, находящимся в социально опасном положении.

Бесплатным одно- (двух-), (трех-) разовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования из:

малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу  населения,  утвержденного  Министерством  труда  и социальной  защиты,  за два последних квартала);

семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании;

детей-инвалидов.

от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;

от 6 до 8 часов – двухразовое питание;

от 8 до 10,5 часов – трехразовое питание.

Для получения бесплатного питания обучающимися их законные представители до 25 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

К заявлению прилагаются следующие документы:

Семьи, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании

удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами

Дети-инвалиды

удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии    об установлении    инвалидности

Дети, у которых один из родителей является инвалидом I, II группы

удостоверение   инвалида

Малообеспеченные семьи

сведения  о доходах  каждого  члена  семьи  обучающегося  за последние  двенадцать месяцев,  предшествующих  месяцу  подачи  заявления,  и справка  о месте  жительства и составе семьи

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание, несут законные представители обучающихся.

Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным до 25 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений. В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 25 августа комиссия принимает решение о его  предоставлении в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

На основании п.149 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. №525 «Об утверждении специфических  санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации  учреждений образования», п. 183 Санитарных норм и правил «Требования  для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. №206 (в редакции постановлений Министерства здравоохранения от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78, от 17.05.2017 №35, от 03.05.2018 №39) и медицинской справки с целью обеспечения диетического (лечебного и профилактического) питания нуждающимся учащимся  в школе возможна организация диетического (лечебного и профилактического) питания для отдельных учащихся.

Питание учащимся предоставляется на основании справок, предоставленных в учреждение образования.  Учащимся, которым нельзя употреблять в пищу отдельные продукты производится замена блюда.

В государственном учреждении образования «Верейковская средняя школа»  с 01.09.2023 года учащимся предоставлено бесплатное питание:

Одноразовое питание – (6-10 лет) – 28 чел.; (11 – 18 лет) – 54 чел.;

Одноразовое диетическое питание – 1 чел.

Двухразовое питание – (из многодетных семей) – 18 чел.; (дети - инвалиды) – 2 чел.;

Трёхразовое питание – (из многодетных семей, посещающих ГПД) – 8 чел.;  (дети – инвалиды) – 1 чел.

Нормативные правовые документы

Постановление 917 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»

Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (ред. от 005.2018)

Методические рекомендации по организации питания в учреждении образования 

Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 декабря 2022 г. № 870 "Об эксперименте по организации питания обучающихся" подробнее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555  "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317"

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.

Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.

В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».

Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.

В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.

Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.

Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).

В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.

При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.

Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(Архив 136.81 МБ)

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)

 

 

Перечень технологических карт блюд и изделий

Название блюда

Количество

1.

Холодные блюда и закуски

57

2.

Блюда из творога и яиц

15

3.

Блюда из картофеля и овощей

16

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

9

5.

Супы

10

6.

Блюда из рыбы

30

7.

Блюда из мяса и субпродуктов

39

8.

Блюда из птицы

72

9.

Сладкие блюда и напитки

27

10.

Мучные блюда

24

11.

Блюда из овощей

11

12.

Соусы

19

 

ИТОГО

329

Каким должно быть здоровое питание школьника?

  1. Начните день с завтрака

Завтрак – это самый важный прием пищи на целый день. Пропускать его нельзя ни в коем случае. Он несет заряд энергии на первую половину дня. Пищу стоит принимать только окончательно проснувшись. Поэтому нужно будить ребенка немного раньше и возбуждать его аппетит с помощью легкой утренней зарядки.

Завтрак состоит из любого вида каши, макарон или картофеля. При возможности, перед основной едой, давайте ребенку фрукты или ягоды. Они пробуждают аппетит и насыщают организм необходимыми витаминами. Запить завтрак можно чаем, какао, компотом или натуральным свежевыжатым соком.

  1. Необходимость второго завтрака

При наличии столовой в школе, стоит обязательно ознакомиться с качеством пищи. Если, на ваш взгляд, оно соответствует нормам и удовлетворяет потребности растущего организма, пусть ребенок ест. Если вам не нравится еда, давайте второй завтрак с собой. Это могут быть фрукты, печенье (лучше домашнего приготовления), вода обязательно (чай или сок не могут ее заменить). Что ж порой стоит решать «вопросы» своими силами!

Обед

Обеденное меню ребенка должно включать обязательно первое, второе и, по возможности, десерт.

Первое: мясной, рыбный или овощной суп, борщ или любое горячее жидкое блюдо.

Второе: гарнир на выбор, но с добавлением тушеного мяса, рыбы или овощей.

Десерт: любая сладость на ваш выбор.

Полдник

В качестве перекуса подростку рекомендуется давать: фрукты, чай (молоко, питьевой йогурт) с бутербродом или булочкой.

Ужин

Ужинать нужно за пару часов до сна. Пища должна быть легкоусвояемой: яичница, гречневая (рисовая) каша, овсянка, творог или тушеные овощи.

Вот так выглядит рекомендуемое меню для здорового развития школьника.

Вопрос о питании ребенка родители должны рассмотреть и изучить с максимальной ответственностью. Результат – это его здоровье и успеваемость в общем.


Принципы правильного питания.

Питание школьника обязательно должно быть сбалансированным. Ребенку необходимы белки, жиры, углеводы (соотношение 1:1:4), еще витамины, аминокислоты, микроэлементы, минералы и жирные кислоты.

Стоит внимательно рассмотреть вопрос о поступлении в организм и растрате главных веществ. Калорийность рациона школьника рассчитана с учетом возраста и дополнительных физических нагрузок:

7-10 лет - примерно 2400 ккал

14-17 лет – примерно 2600-3000 ккал

Ребенок занимающийся спортом – основная норма плюс 300-500 ккал.

Список продуктов для полноценного питания школьника.

Белки

Необходимая дневная норма белка для школьника составляет 75-90 г белка. Первое место по ценности занимают молочный и рыбный белки, второе – мясной, а третье – белок растительного происхождения. Содержащие белок продукты, которые обязательно нужно включать в рацион: молоко, сыр, творог, рыба, яйца и мясо.

Жиры

В рацион необходимо включать растительные и животные жиры. Первые легче усваиваются организмом. Норма жиров для школьника – 80-90 грамм/сутки.

Главные принципы питания школьника для сбалансированного меню:

  • Нельзя ограничивать потребление углеводов (последствие – распад жиров и белков, отравление организма)
  • Нужно следить за достаточностью белка (если белка мало, ослабевает иммунитет, ребенок часто болеет, худеет)
  • Употреблять необходимое количество жиров (они важны для роста печени, сжигания жировых запасов)
  • Пищу следует готовить на пару, либо варить, тушить, для максимального сохранение всех питательных веществ.

Культура питания школьника

Ухудшение общего состояния здоровья нации стали поводом для решения проблемы культуры питания школьников в учебных заведениях. Важно, чтобы с данным вопросом ознакомились и родители, так как от них зависит восприятие общепринятых норм ребенком.

С начала обучающего процесса, школьнику прививают необходимые навыки для формирования культуры питания.

Первый навык: ребенок должен употреблять различную пищу, содержащую важные для развития организма компоненты т.е. белки, жиры, углеводы, вода, витамины и минеральные соли.

Второй: становление правильного режима питания (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).

Третий: формирование культурно-гигиенических навыков при приеме пищи.

Роль родителей весьма значительна в этом сложном процессе. Ребенку нужна не только информация «как правильно кушать», но и наличие живого примера. А кто еще может послужить примером, как не родители? Задумайтесь и примите правильное решение.

Заботясь о здоровом питании школьника, вы значительно снижаете вероятность его заболевания, закладываете фундамент для гармоничного роста, а также развития.


К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет — 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.ru/article/Pitanie-shkolnikov/

Питание школьников

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка. На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу. Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.