Цифровая трансформация
В рамках стратегии построения IТ-страны цифровизация сферы образования играет первостепенную роль. В Беларуси для этого разработаны и реализуются ряд программных документов: государственные программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021 № 66 с последующими изменениями и дополнениями), «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57), Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742) и др.
Направления цифрового развития
Основные направления Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси на 2021–2025 годы»:
- построение информационных систем и автоматизация процессов управления;
- развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования и укрепление материально-технической базы;
- формирование современного электронного образовательного контента;
- развитие сервисов.
С целью развития системы образования Министерством образования разработана и утверждена Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы (далее — Концепция цифровой трансформации). Концепцией цифровой трансформации определены два приоритетных направления:
- цифровая трансформация непосредственно образовательного процесса;
- цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному.
Развитие этих направлений должно создавать условия для цифровой трансформации системы образования.
Цифровая трансформация — это важный комплексный процесс преобразования всех сфер общественной жизни под влиянием передовых технологий.
Создание РИОС
В рамках реализации Концепции цифровой трансформации проводится работа над созданием республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).
Цель создания РИОС — технологическое, информационное и аналитическое обеспечение процессов цифровой трансформации национальной системы образования.
РИОС представляет собой единую государственную информационную систему в сфере образования, направленную на развитие информационных ресурсов, электронных услуг, а также программно-технической инфраструктуры. С помощью электронного оборудования и программных средств планируется оптимизировать все процессы в системе образования.
Как неотъемлемая часть РИОС формируется проект «Электронное образование», который является продолжением проекта «Электронная школа». Проект обеспечивает комплексное решение управленческих задач, совершенствование образовательной деятельности в учреждениях образования, расширение возможностей доступа к современным информационным услугам и сервисам для всех категорий участников образовательного процесса.
Внедрение IT-технологий
Современную систему образования невозможно представить без внедрения IT-технологий на всех ее уровнях.
Так, уже на уровне дошкольного образования в Беларуси разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы. Активно используются информационно-коммуникативные технологии при организации дидактических игр, бесед, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Задача по совершенствованию качества дошкольного образования в части цифровизации процессов образования выполняется за счет приобретения компьютерной техники, программных продуктов, создания сайтов учреждений дошкольного образования.
Разработаны и поэтапно вводятся новые учебные программы по предмету «Информатика» в школе. Основы информационной этики, права и безопасности, принципы построения компьютерных сетей, умение строить информационные модели объектов и работать с базами данных в сети Интернет, STEM-обучение, вопросы профилактики кибербуллинга, цифровой безопасности уже стали неотъемлемой частью школьной программы.
В январе 2021 г. с учетом условий пандемии введен в эксплуатацию Единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР — https://eior.by), на платформе которого размещен образовательный контент для учреждений общего среднего образования. Функционал ЕИОР планируется масштабировать на уровень профессионально-технического и среднего специального образования.
В образовательный процесс внедряются учебные пособия в электронном виде, активно используется QR-код, обеспечивающий доступ к электронным образовательным ресурсам через специальное приложение на планшете или мобильном телефоне.
Использование в учебных пособиях технологий дополнительной реальности расширяет возможности печатного издания и способствует развитию познавательных интересов учащихся.
С 2018 г. в Беларуси реализуется инновационный проект по внедрению модели STEM-образования (наука, технологии), в котором участвуют учреждения общего среднего образования, в т. ч. расположенные в сельской местности. В помощь учителю предложено более двух десятков специальных учебных программ факультативов, созданы условия для активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Функционирует Национальный образовательный портал, обеспечивающий информационную, научно- и учебно-методическую поддержку всех участников образовательного процесса на уровне дошкольного, общего среднего и специального образования.
Хорошим подспорьем к школьному образованию является дополнительное образование. В настоящее время в республике действует свыше 600 детских объединений по направлениям «Информатика», «Программирование», «Компьютерные технологии».
Примерами являются Детский центр научных открытий «ИННОПАРК» в Гомеле — современный научно-образовательный комплекс с многоуровневой системой образования в области электроники, робототехники и IТ-технологий, а также Национальный детский технопарк, где одно из направлений работы — сфера высоких технологий.
Совместно с Парком высоких технологий на республиканском уровне реализуется проект «Программирование в среде Scratch», направленный на формирование у младших школьников (начиная со второго класса) навыков алгоритмизации, программирования, развитие образного мышления и творческих способностей.
На уровне профессионального образования в республике непрерывно обновляется содержание образовательных программ с учетом изменения потребностей организаций сферы IT, внедрения международных стандартов профессионального образования (международное движение WorldSkills, в котором Республика Беларусь активно участвует с 2014 г.).
Нормативное правовое обеспечение образовательного
процесса по информатизации
Сопровождение сайта учреждения образования: требования нормативных правовых актов (методические материалы)
Презентация «Сопровождение сайта учреждения образования»
Нормативная база в области информатизации образования
ДОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка»
Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации»
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»
Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 года № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»
Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-3 «О защите персональных данных»
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 40 « О кибербезопасности»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Единый информационно-образовательный ресурс
Проекты-победители конкурса "Компьютер. Образование. Интернет"
Электронные
средства обучения
Электронное средство обучения "Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория" (zip, 79Mb)
Электронное средство обучения "Химия. 10-11 классы. Химический лабораторный практикум" (zip, 99Mb)
Электронное средство обучения "Химия. 7-9 классы. Химический лабораторный практикум" (zip, 92Mb)
Электронное средство обучения "Физическая география Беларуси. 10 класс" (zip, 212Mb)
Электронное средство обучения "Математика. Текстовые задачи." (zip, 48Mb)
Электронное средство обучения "Математика. Стереометрия" (zip, 120Mb)
Электронное средство обучения "Биология. Генетика" (zip, 185Mb)
Электронное средство обучения "Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория" (zip, 465Mb)
Электронное средство обучения "Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы" (zip, 444Mb)
Электронное средство обучения "Человек и мир. 1-3 классы" zip, 347Mb)
Электронное средство обучения "Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы (zip, 25,3Mb)
Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр" (zip, 25Mb)
Электронное средство обучения "Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет" (zip, 35Mb)
Электронное средство обучения "Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)" (zip, 318Mb)