Инновационная деятельность
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название инновационного проекта:
«Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса».
Научное сопровождение проекта:
Нарскин Геннадий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, Почётный профессор ГГУ имени Ф. Скорины, имеет нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь» (2007), почетный знак «За заслуги» выдан Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (2009).
Аверин Виктор Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экологической и профилактической медицины УО «Гомельский государственный медицинский университет», Лауреат премии правительства России (2014), награждён медалью «За трудовые заслуги» (2024).
Осипенко Евгений Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-методист, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».
Участники проекта - 8 педагогов, 27 учащихся 7, 10 классов и их родители
Фамилия, имя, отчество педагога | Тема педагогического исследования | Реализация /дата реализации |
Шабат Ольга Евгеньевна, директор школы | Использование физкультминуток для работоспособности учащихся | Посещение уроков педагогов |
Молчанова Илона Яковлевна, заместитель директора по учебной работе | Интерактивные методы обучения в физической культуре | Разработка методического и дидактического обеспечения / педагогический совет 2025 года |
Кислушко Светлана Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе | Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе | Посещение уроков педагогов, классных и внеклассных мероприятий |
Богданович Юлия Валерьевна, учитель физической культуры и здоровья | Физическая культура и гендерные различия | Изучение форм и методов проведения уроков, апробация полученных знаний на практике / выступление на педагогическом совете 2025 года |
Савицкая Мария Васильевна, педагог, выполняющий функции классного руководителя 7 класса | Формирование здорового образа жизни у школьников | Выбор стратегии формирования ЗОЖ, обобщение полученных теоретических знаний и практических умений / выступление на педагогическом совете 2025 года |
Илючек Юлия Михайловна, педагог, выполняющий функции классного руководителя 10 класса | Эффективные методы мотивации учащихся | Выбор стратегии мотивации, обобщение полученных теоретических знаний и практических умений / выступление на педагогическом совете 2025 года |
Демещик Анатолий Иосифович, педагог дополнительного образования | Организация и проведение спортивных соревнований | Мастер-класс, посещение уроков педагогов |
Пастушок Наталья Михайловна, педагог-организатор | Культура питания и физическая активность | Составление плана работы, организация мероприятий во внеурочной деятельности / выступление на педагогическом совете 2025 года |
Временные рамки реализации проекта: 2024–2027
Цель инновационного проекта – повышение качества образования и развития личности обучающихся через формирование у них социальной компетентности, как одной из ключевых компетенций XXI века, с использованием современных средств и технологий физической культуры.
Задачи инновационного проекта:
- Разработать и реализовать систему управления инновационной деятельностью на всех этапах проекта, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации данного инновационного проекта на основе создания персонального цифрового профиля обучающихся.
- Апробировать диагностический инструментарий для диагностики и контроля уровня сформированности социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры, включая цифровые технологии и инструменты.
- Реализовать педагогическое и научно-методическое сопровождение по инновационной деятельности.
- Внедрить и реализовать на практике модель формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса, включая планирование, организацию, координацию, мониторинг, коррекцию и оценку его эффективности.
- Разработать и апробировать механизмы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса по формированию социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом их личностных характеристик, потребностей и интересов.
- Апробировать критерии и показатели оценки уровня сформированности социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры.
Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации
Целесообразность и актуальность инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса» обусловлена несоответствием уровня подготовки обучающихся к требованиям общества и рынка труда в XXI веке, которые предъявляют высокие требования к социальной компетентности, отсутствием комплексной модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры, которая бы включала в себя цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии и показатели оценки результатов обучения, а также механизмы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса с учётом личностных характеристик обучающихся.
Физическая культура играет ключевую роль, так как она способствует укреплению и оздоровлению физического и психического состояния обучающихся, повышению их работоспособности, снижению риска заболеваний и вредных привычек; развивает физические качества и двигательные навыки обучающихся, такие как сила, выносливость, скорость, ловкость, координация, гибкость и т.д.; формирует самооценку, самоуважение и самоконтроль обучающихся; проявляет инициативу, творчество, лидерство, ответственность, гражданственность, патриотизм и другие социально значимые качества личности; доставляет удовольствие, эмоциональный настрой, интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
Инновационный проект основан на современных научных подходах и концепциях, таких как:
личностно-ориентированный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся, а также их активное участие в процессе обучения и развития;
дифференцированный подход, который предполагает предоставление обучающимся различных уровней сложности, форм и методов обучения по физической культуре в зависимости от их способностей, знаний и навыков;
интегративный подход, который предполагает связь физической культуры с другими предметами и видами деятельности, а также с реальной жизнью и практикой;
компетентностный подход, который предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций XXI века, таких как социальная компетентность, функциональная грамотность, цифровая грамотность, гражданская активность и т.д.;
модульный подход, который предполагает структурирование содержания обучения по физической культуре на основе модулей, которые имеют определенную цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.
Физическая культура является эффективным средством формирования социальной компетентности обучающихся, так как она способствует развитию их личностных, коммуникативных, культурных и других видов компетенций, необходимых для участия в общественной жизни.
При реализации проекта будут использоваться современные цифровые технологии и инструменты для организации, диагностики и контроля образовательного процесса по физическому воспитанию, что повышает его эффективность, качество и доступность.