Инновационная деятельность

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Название инновационного проекта:

«Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса».

Научное сопровождение проекта:

Нарскин Геннадий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, Почётный профессор ГГУ имени Ф. Скорины, имеет нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь» (2007), почетный знак «За заслуги» выдан Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (2009).

Аверин Виктор Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экологической и профилактической медицины УО «Гомельский государственный медицинский университет», Лауреат премии правительства России (2014), награждён медалью «За трудовые заслуги» (2024).

Осипенко Евгений Владиславович, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-методист, зав. кафедрой теории и методики физической культуры УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».

Участники проекта - 8 педагогов, 27 учащихся 7, 10 классов и их родители

Фамилия, имя, отчество педагога Тема педагогического исследования Реализация /дата реализации
Шабат Ольга Евгеньевна,              директор школы Использование физкультминуток для работоспособности учащихся Посещение уроков педагогов
Молчанова Илона Яковлевна, заместитель директора по учебной работе Интерактивные методы обучения в физической культуре Разработка методического и дидактического обеспечения / педагогический совет 2025 года
Кислушко Светлана Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Посещение уроков педагогов, классных и внеклассных мероприятий  
Богданович Юлия Валерьевна,      учитель физической культуры и здоровья Физическая культура и гендерные различия Изучение форм и методов проведения уроков, апробация полученных знаний на практике / выступление на педагогическом совете 2025 года
Савицкая Мария Васильевна,        педагог, выполняющий функции классного руководителя 7 класса Формирование здорового образа жизни у школьников Выбор стратегии формирования ЗОЖ, обобщение полученных теоретических знаний и практических умений / выступление на педагогическом совете 2025 года
              Илючек Юлия Михайловна,           педагог, выполняющий функции классного руководителя 10 класса Эффективные методы мотивации учащихся Выбор стратегии мотивации, обобщение полученных теоретических знаний и практических умений / выступление на педагогическом совете 2025 года
Демещик Анатолий Иосифович,     педагог дополнительного образования Организация и проведение спортивных соревнований Мастер-класс, посещение уроков педагогов
Пастушок Наталья Михайловна,  педагог-организатор Культура питания и физическая активность Составление плана работы, организация мероприятий во внеурочной деятельности / выступление на педагогическом совете 2025 года

Временные рамки реализации проекта: 2024–2027

Цель инновационного проекта повышение качества образования и развития личности обучающихся через формирование у них социальной компетентности, как одной из ключевых компетенций XXI века, с использованием современных средств и технологий физической культуры.

Задачи инновационного проекта:

  1. Разработать и реализовать систему управления инновационной деятельностью на всех этапах проекта, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации данного инновационного проекта на основе создания персонального цифрового профиля обучающихся.
  2. Апробировать диагностический инструментарий для диагностики и контроля уровня сформированности социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры, включая цифровые технологии и инструменты.
  3. Реализовать педагогическое и научно-методическое сопровождение по инновационной деятельности.
  4. Внедрить и реализовать на практике модель формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса, включая планирование, организацию, координацию, мониторинг, коррекцию и оценку его эффективности.
  5. Разработать и апробировать механизмы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса по формированию социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом их личностных характеристик, потребностей и интересов.
  6. Апробировать критерии и показатели оценки уровня сформированности социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры.

Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации

Целесообразность и актуальность инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учётом личностных характеристик и дифференциации образовательного процесса» обусловлена несоответствием уровня подготовки обучающихся к требованиям общества и рынка труда в XXI веке, которые предъявляют высокие требования к социальной компетентности, отсутствием комплексной модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры, которая бы включала в себя цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии и показатели оценки результатов обучения, а также механизмы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса с учётом личностных характеристик обучающихся.

Физическая культура играет ключевую роль, так как она способствует укреплению и оздоровлению физического и психического состояния обучающихся, повышению их работоспособности, снижению риска заболеваний и вредных привычек; развивает физические качества и двигательные навыки обучающихся, такие как сила, выносливость, скорость, ловкость, координация, гибкость и т.д.; формирует самооценку, самоуважение и самоконтроль обучающихся; проявляет инициативу, творчество, лидерство, ответственность, гражданственность, патриотизм и другие социально значимые качества личности; доставляет удовольствие, эмоциональный настрой, интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.

Инновационный проект основан на современных научных подходах и концепциях, таких как:

личностно-ориентированный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся, а также их активное участие в процессе обучения и развития;

дифференцированный подход, который предполагает предоставление обучающимся различных уровней сложности, форм и методов обучения по физической культуре в зависимости от их способностей, знаний и навыков;

интегративный подход, который предполагает связь физической культуры с другими предметами и видами деятельности, а также с реальной жизнью и практикой;

компетентностный подход, который предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций XXI века, таких как социальная компетентность, функциональная грамотность, цифровая грамотность, гражданская активность и т.д.;

модульный подход, который предполагает структурирование содержания обучения по физической культуре на основе модулей, которые имеют определенную цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.

Физическая культура является эффективным средством формирования социальной компетентности обучающихся, так как она способствует развитию их личностных, коммуникативных, культурных и других видов компетенций, необходимых для участия в общественной жизни.

При реализации проекта будут использоваться современные цифровые технологии и инструменты для организации, диагностики и контроля образовательного процесса по физическому воспитанию, что повышает его эффективность, качество и доступность.